Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры

Право и жизнь

Процедура изъятия участка

Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

  1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
  2. Непосредственного изъятия надела.

На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

  1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
  2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
  3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета.

  1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
  2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

  • кадастровый номер;
  • цель отчуждения;
  • реквизиты решения;
  • вид права на объект соглашения;
  • период их передачи;
  • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
  • указание сервитутов (если они сохраняются).

Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

  1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
  2. ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
  3. досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
  4. прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
  5. возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
  6. государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
  7. сноса построек, возведённых на изъятой земле.

Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры

Вышеописанные нормативно-правовые акты, в частности, глава VII.1 ЗК, определяют последовательность мероприятий, совершаемых уполномоченным органом в целях истребования земельного участка. Примерный порядок действий выглядит следующим образом:

  1. Получение ходатайства о необходимости истребования территорий.
  2. Выявление правообладателей, чьи наделы подлежат изъятию в интересах государства или муниципалитета.
  3. Принятие полномочным органом решения об истребовании.
  4. Уведомление правообладателей о принятом решении.
  5. Проведение переговоров с собственниками, обсуждение условий соглашения об изъятии.
  6. Проведение оценки собственности, определение объема, в котором будут возмещаться убытки при изъятии земельных участков.
  7. Заключение соглашения либо подача иска в суд в случае отказа правообладателя от подписания соглашения.
  8. Регистрация перехода прав в государственную/региональную/муниципальную собственность.

На наиболее значимых этапах предлагаем остановиться подробнее.

Первый шаг уполномоченного органа – отправка запроса в ЕГРН. Если данных о правообладателях в реестре нет, ст. 56.5 ЗК требует, чтобы не менее чем за 2 месяца до рассмотрения вопроса уполномоченный госорган:

  • запросил необходимую информацию в архивах;
  • опубликовал сообщение о предполагаемом изъятии в порядке, предусмотренном для опубликования местных нормативных актов;
  • разместил сообщение о предполагаемом изъятии на сайте муниципалитета;
  • поместил соответствующее сообщение на информационном щите в пределах населенного пункта, в котором расположена земля.

После этого, в соответствии с п. 8 ст. 56.5 ЗК, у собственников или иных правообладателей, не указанных в ЕГРН, есть 60 дней для того, чтоб заявить права на изымаемые участки, подав соответствующее заявление и пакет документов, подтверждающих такие права.

Если правообладатель не будет выявлен, уполномоченный орган обратится в суд с целью признания права собственности государства/субъекта/муниципалитета на земли, подлежащие истребованию, независимо от того, считались ли они ранее бесхозными.

Аналогичные действия предпринимаются в случаях, когда правообладатели выявлены, но доказать свои права на землю не могут.

После выявления владельца и утверждения постановления об истребовании, госорган инициирует уведомление собственника земельного участка об изъятии недвижимости.

Как гласит с п. 10 ст. 56.6 ЗК, решение должно быть направлено владельцу земли рекомендованным почтовым отправлением.

Если на территориях, подлежащих истребованию, расположены жилые строения, уведомление следует направить также по их адресам.

Если правообладатель не оставил других контактных данных кроме email, постановление об изъятии участка направляется по электронной почте.

Считается, что владелец надела уведомлен об изъятии:

  • со дня получения по почте копии решения госоргана об истребовании земли;
  • со дня возврата неполученного рекомендованного письма, направленного правообладателю;
  • со дня отправки сообщения по email;
  • со дня обнародования принятого решения, если контактных данных владельца нет.

Истребование земельных наделов, независимо от целей их изъятия, негативно отражается на правах владельцев или пользователей. Чтобы учесть интересы правообладателей, в соответствии со ст. 281 ГК, им следует возместить убытки.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд назначается с учетом:

  • рыночной стоимости объекта;
  • прекращаемого права собственности и иных прав, утраченных с истребованием земли;
  • убытков, которые понесет владелец надела.

Если на участке расположены жилые здания или иные объекты, подлежащие истребованию, в размер возмещения включается их стоимость.

Собственнику могут также предложить рассмотреть вариант предоставления равноценного земельного участка. Все предложения вносятся в перечень условий соглашения с собственником, что является гарантией соблюдения его прав.

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры

В соответствии со ст. 56.8 ЗК, размер возмещения формируется в соответствии с положениями ФЗ № 135 от 29.07.1998. Оценку земли должен производить оценщик/организации оценщиков, которые определят ее стоимость исходя из:

  • стоимости идентичных объектов на рынке;
  • наличия на участке объектов недвижимости;
  • преимуществ и недостатков конкретного земельного участка.
Еще по теме  Уточнение местоположения границ земельного участка как и когда происходит

С чего начинается изъятие земельных участков

Как мы знаем, порядок предоставления и изъятия земель в РФ определяется в первую очередь земельным законодательством. В частности, вопросам истребования наделов посвящена глава VII.1 ЗК.

Согласно ст. 56.2 ЗК, полномочиями по принятию соответствующих решений наделены федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти – в зависимости от уровня интересов, которые преследует истребование земли. К этим органам относятся Минэнерго, Минтранс, Минсвязь, Фонд Госимущества, местные градостроительные или жилищные департаменты.

Независимо от уровня компетенции, к изъятиям применяются единые условия. Согласно ст. 56.3 ЗК, если речь идет об истребовании участка для строительства на нем крупного инфраструктурного объекта, то оно допустимо, лишь если возведение такого сооружения утверждено органами территориального планирования.

Впрочем, в любом другом случае изъятие земли также следует обосновать документально:

  1. Международным договором, по которому у России возникает соответствующее обязательство.
  2. Лицензией для использования недр (для недропользователей).
  3. Решением компетентного органа о создании природоохранной зоны или о признании жилого строения аварийным и подлежащим сносу.

Вопрос истребования надела осуществляет компетентный орган по самостоятельному решению или по просьбе заинтересованной стороны. Ходатайствовать об изъятии земельных участков могут далеко не все. Ст. 56.4 ЗК наделяет таким правом лишь организации, чья деятельность связана с:

  • естественными монополиями;
  • использованием недр;
  • комплексным развитием территорий;
  • строительством масштабных объектов инфраструктуры, газонефтепроводов и так далее.

Кроме того, правом ходатайствовать об изъятии наделены госорганы, если финансирование работ предполагает использование государственных средств.

Подавать ходатайство можно лично, по почте или через интернет. Пункт 9 ст. 56.4 ЗК обязывает чиновников в течение 5 дней направить заявителю мотивированный отказ в истребовании земли, если:

  • поданные документы не соответствуют требованиям;
  • госорган, получивший заявку, не вправе принимать решения об изъятии земли;
  • заявитель не имеет права подавать ходатайство.

На рассмотрение заявки предоставляется 30 дней с момента подачи. По истечении этого срока компетентный орган должен либо отказать в истребовании участка, либо начать процедуру изъятия с поиска собственника земли.

КОГДА МОГУТ ИЗЪЯТЬ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК?

Для полноценной реализации национальных интересов законодатель осознано не делает разницы между землями с разным целевым назначением. Если крупное инфраструктурное строительство или возведение стратегически важных объектов потребует использования земель сельхозназначения, такие наделы также могут изъять.

Изъятие земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по тем же правилам и в том же порядке, что описан выше. Единственная особенность установлена ст. 14 ФЗ «Об обороте земель».

Именно собрание утверждает или отклоняет условия соглашения, выдвигает встречные требования и осуществляет коммуникацию с органами власти. В остальном сельскохозяйственное назначение не влияет на порядок изъятия земли.

Основания для изъятия земельных участков из частной собственности регламентированы в ст. 56,3 Земельного кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 56,3 ЗК РФ для изъятия предусмотрены следующие основания:

  • выполнение международных обязательств;
  • признание жилого объекта аварийным;
  • разработка недр;
  • принято решение об увеличении и создании площади особо охраняемой территории.

Условия, которые следует соблюдать:

  • решения об изъятии принимают только компетентные органы;
  • решение можно принимать не позже, чем через 3 года после утверждения документации.

В соответствии со ст. 49 ЗК РФ, земля может быть изъята у владельца в пользу государства при реконструкции или строительстве, объектов, которые имеют важное федеральное и региональное значение.

Например, изъять землю могут, если в этом месте необходимо проложить региональные, муниципальные, федеральные трассы или линию электропередач, а также, если ведется застройка оборонного объекта или объекта атомной энергетики.

Перед тем как принять окончательное решение об изъятии, муниципалитет обязан отыскать владельца участка и заключить с ним соглашение. Без уведомления собственника отнять землю нельзя.

Для его поиска местная власть:

  • направляет запрос в Росреестр;
  • объявляет о процедуре на сайте;
  • размещает сведения в СМИ.

Если собственник узнает об этом после завершения процедуры изъятия, то он может претендовать только на возмещение средств. Если не были выявлены правообладатели земли, уполномоченный орган вправе обратиться в суд на основании п. 10 ст. 56, 5 Земельного кодекса РФ.

Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

  1. Исполнение международных соглашений РФ;
  2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
      энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
  3. атомной энергии;
  4. обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
  5. связанные с космической деятельностью;
  6. энерго-/газо-/теплоснабжения;
  7. автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
  8. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны. В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

процедура изъятия

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие реквизиции, как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых отчуждение территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации перехода вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.
Еще по теме  Порядок раздела ипотеки при разводе супругов с детьми

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер.

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд:

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в государственное ведение.
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре.

Нарушение целевого предназначения

Основным нормативным документом, который определяет процедуру изъятия земельного участка, является ЗК. Однако весь процесс истребования земельных наделов регулирует более широкий перечень правовых актов. Выделим самые главные:

  • глава VII.1 ЗК, которая содержит полное описание процедуры изъятия, от определения полномочных органов, до перехода прав на землю;
  • Гражданский кодекс (ст. 235, 239, 279282 ГК);
  • постановление Правительства РФ № 442 от 06.05.2015, которым утвержден список учреждений, получивших право инициировать изымание земли;
  • приказ Минэкономразвития № 250 от 23.03.2015, утверждающий форму ходатайства, требования к пакету документов для заявителя, а также порядок их подачи через интернет;
  • постановление Правительства РФ № 594 от 18.05.2017, устанавливающее порядок согласования действий по изъятию земли муниципалитетами в случае комплексного развития;
  • постановление Правительства РФ № 821 от 18.09.2013, устанавливающее правила принятия решения об изъятии земли, находящейся в пользовании госпредприятий;
  • ФЗ № 172 от 21.12.2004, определяющий порядок перевода земель в разные категории в случае их перехода в госсобственность;
  • ФЗ № 101 от 24.07.2002, определяющий особенности изымания земель сельскохозяйственных категорий;
  • ФЗ «О госрегистрации недвижимости», в частности, ст. 60 закона, определяющая особенности проведения государственной регистрации изъятых в государственных/муниципальных интересах земельных участков и так далее.

Ни в одном из нормативно-правовых актов не объясняется, что следует подразумевать под «государственными и муниципальными нуждами», в целях реализации которых кто-то может лишиться участка.

Представляется, что под такими нуждами понимаются интересы государства, региона или муниципалитета. Однако этот пробел в законодательстве повышает вероятность того, что земля будет изъята организациями и лицами, которые преследуют не государственные или муниципальные, а личные интересы.

Предполагается, что собственник должен согласиться с процедурой изымания участка. Уполномоченный орган, утверждающий решение, уведомляет владельца земли, тот соглашается, после чего стороны обсуждают условия и подписывают соглашение. В итоге собственник получает компенсацию.

На практике же собственники редко готовы добровольно расстаться с землей, поэтому ст. 282 ГК позволяет изымать ее вопреки их воле.

Принудительное изъятие земельного участка предусматривает, что:

  • соглашение с собственником не заключено или он не согласился с решением госоргана;
  • уполномоченный орган или заинтересованная организация обратилась в суд и он удовлетворил требование об изъятии;
  • иск об истребовании подан до истечения срока действия решения (до 3 лет), но не ранее, чем через 3 месяца после получения правообладателем копии решения.

Учитывая принудительный характер, истребование может рассматриваться как форма земельно-правовой ответственности, некая санкция за нарушение закона.

Согласно ст. 235 ГК, ст. ст. 45, 54 ЗК, принудительное изъятие земельного участка наступает в случаях:

  • владения наделом с нарушением законодательства;
  • эксплуатации земли по нецелевому назначению;
  • неисполнения обязательных мер по рекультивации, порче земли, загрязнения или снижения ее плодородия;
  • неиспользования земельного участка сельскохозяйственного или жилищно-строительного характера по назначению в течение 3-летнего периода;
  • обращения взыскания на земельный участок, его конфискации и так далее.

Ярким примером принудительного истребования участков у граждан является массовое изъятие земель лесного фонда. Суды шли на это по причине несоответствия данных в реестре недвижимости (ЕГРН) и лесном реестре (ГЛР), признавая приоритет ГЛР. Даже тем, кто зарегистрировал права на землю в лесу, грозило истребование наделов из-за якобы незаконного владения ими.

Однако КС РФ определением № 1793-О от 21.09.2017 внес ясность, указав невозможность истребования земли у граждан, официально оформивших участки в Росреестре, даже если наделы частично или полностью относятся к лесному фонду.

А с 2020 года заработала «лесная амнистия», позволяющая гражданам регистрировать земельные и дачные участки, даже если наделы пересекаются с лесными. Теперь истребовать их лишь на основании факта расположения в лесу или пересечения с лесополосой не удастся. Однако возможность изъятия земли по другим основаниям исключать нельзя.

Согласно ст. 56.6 ЗК, решение об истребовании земли у собственника принимается в отношении необходимого количества наделов, в том числе и пока не существующих. Главная задача – найти конечных правообладателей.

Решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд будет включать:

  • указание каждого надела, подлежащего истребованию;
  • перечисление построек, возведенных в пределах этих территорий;
  • цели истребования и перечень документов, определяющих эти цели;
  • данные заинтересованных в истребовании лиц;
  • объекты, не затронутые изыманием, а также сохраняемые сервитуты.

В течение 10 дней распоряжение об изъятии земельного участка направляется заинтересованным организациям, в том числе в регистрационные органы, и публикуется на сайте ведомства или в ином порядке, предусмотренном местными нормативными актами.

После получения копии, согласно п. 14 ст. 56.6 ЗК, собственник земли вправе обжаловать принятое решение через суд. Срок действия решения – 3 года.

Выше отмечалось, что законодательство позволяет изымать земельные участки не только в качестве территории для строительства важных объектов, но и в качестве санкций.

В этот срок не включается период освоения и время, когда в силу объективных причин землю нельзя было использовать по назначению, например, при отсутствии коммуникаций.

За совершение указанных действий контролирующие органы привлекают виновников к административной ответственности. Если собственник не устранит перечисленные причины, допускается изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Согласно п. 3 ст. 6 ФЗ № 101 от 24.07.2002, изымание проводится в тех случаях, когда участок не используется или используется неправильным образом на протяжении 3 лет срока с момента выявления данного факта.

Постановлением Правительства РФ № 369 от 23.04.2012 установлены признаки, по которым законодатель определяет неиспользование, нецелевое использование или использование с нарушениями.

Поскольку изъятие за нецелевое использование земли является санкцией, виновное лицо не получит компенсации. Изъятую землю продадут с публичных торгов, а вырученные средства направятся в бюджет.

Земельный кодекс и другие нормативные акты земельного законодательства не содержат определения природно-заповедного фонда. Этот термин определяется в экологическом законодательстве, в частности,  в ФЗ № 7 от 10.01.2002.

Согласно этому документу, под природно-заповедным фондом следует понимать совокупность территорий и размещенных на них объектов, являющихся значимыми для охраны природы, истории и культуры. Проще говоря, речь идет о заповедных территориях, находящихся под особым надзором государства.

Учитывая это, п. 4 ст. 58 ФЗ № 7 исключает изъятие земель природно-заповедного фонда, кроме случаев, отдельно оговоренных законом. Более того, запрещена их приватизация.

Допускается лишь передача таких земель и расположенных на них объектов под оперативное управление природных заповедников. Такие территории исключены из гражданского оборота и не могут быть отчуждены или перейти к другому собственнику, кроме государства.

Если землям не присвоен статус природно-заповедного фонда, госорганы вправе изымать их в целях создания природных парков, заповедников и прочих объектов, которые впоследствии войдут в природно-заповедный фонд региона.

Особо охраняемые земли – это альтернативное название природно-заповедного фонда, рассматриваемое земельным законодательством. Как гласит ст. 95 ЗК, такие территории включают в себя заповедные земли, природные парки, заказники и так далее.

На этих, а также на близлежащих землях устанавливается специальный природоохранный режим, запрещающий любую деятельность, оказывающую неблагоприятное влияние на охраняемые зоны. Поэтому и в соответствии с положениями ФЗ № 33 от 14.03.1995, запрещается изъятие земельных участков особо охраняемых природных территорий.

Однако не исключается возможность истребования земель у владельцев в целях дальнейшего создания природных парков и заповедников. Этими вопросами ведают региональные власти. Они могут зарезервировать указанные территории, ограничивая собственников в реализации прав, с последующим правом на изъятие таких земель.

В статье 285 ГК РФ прописано основание для изъятия собственности – когда собственник нарушает целевое предназначение. Например, если земля имеет сельскохозяйственное назначение, то строить жилой дом нельзя. В 2020 году все участки относятся к «садовой» либо «огородной» категории.

Еще по теме  Налоговая и бухгалтерская отчетности российской организации, применяющей общий режим налогообложения

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры

Законодательством не предусмотрено строительство жилого дома на огородной земле, поскольку возведение объекта такого плана приравнивается к нецелевому использованию. Если факт нарушения выявляют, то Росреестр либо местная администрация направляет собственнику уведомление, после начинает процедуру изъятия недвижимости.

Причины для изъятия земель

Изымать владения будет правомерно, если доказано нарушение земельного законодательства – снижение плодородия и ухудшение экологической обстановки на территории. При этом собственникам дается возможность изменить сложившуюся ситуацию и избежать потери прав. Кроме того, причинами для подобных действий может стать строительство или реконструкция объектов государственного значения. Также основаниями для изъятия являются:

  • принятие решения государством о создании особо охраняемой территории;
  • необходимость организации добычи полезных ископаемых;
  • необходимость процедуры для исполнения обязательств по международному договору;
  • получение жилыми помещениями статуса «аварийных».

При уголовном преступлении осуществляется конфискация собственности без выплаты собственнику денежной компенсации.

Конфискация и реквизиция земли

Еще один случай принудительного истребования земель, не связанный с интересами государства или муниципалитета, – конфискация наделов. В соответствии со ст. 243 ГК, ст. 50 ЗК, ее следует рассматривать как меру ответственности граждан за совершение преступлений, санкция по которым предусматривает конфискацию имущества.

Более того, п. 2 ст. 243 ГК не исключает возможности проведения конфискации в рамках административного судопроизводства.

Больше об этом читайте в материале «В каких случаях производится конфискация земель».

Очередной вариант принудительного отбора земли – реквизиция. В силу ст. 242 ГК и ст. 51 ЗК, реквизиция земельного участка – это временное истребование земли, целью которого является защита граждан от последствий техногенных катастроф, стихийных бедствий и прочих условий чрезвычайного характера. Впоследствии земля возвращается собственнику.

Если возврат участка невозможен, органы власти обязаны компенсировать владельцу стоимость реквизированной земли либо предоставить равноценный надел. Собственник может потребовать возврата через суд, но лишь в том случае, если чрезвычайные обстоятельства отпадут.

Изъятие в виде принудительной возмездной реквизиции имущества применяется органами исполнительной власти в случаях наступления чрезвычайных обстоятельств, таких как:

  • катастрофы техногенного характера;
  • стихийные природные бедствия;
  • проведение военных действий в месте нахождения имущества собственника.

В случае реквизиции участка органы власти обязаны компенсировать владельцу стоимость объекта и понесенные вследствие изъятия убытки. Согласно статье 51 Земельного кодекса РФ собственнику земельного участка в случае невозможности его возврата возмещается рыночная стоимость реквизированного объекта.

Расчет стоимости осуществляется в соответствии с федеральным законом об оценочной стоимости.

Реквизиция земель носит, как правило, временный характер, вследствие чего после устранения причин изъятия участок может быть возвращен его владельцу с выплатой компенсации понесенных им убытков.

В случае невозможности передачи изъятого участка его владельцу государство выплачивает компенсацию в размере рыночной стоимости объекта (ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Сроки изъятия земли

Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

Документальное оформление изъятия

Когда власти могут изъять земельный участок

Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

  • документацию по территориальной планировке;
  • проекты по будущим постройкам;
  • решение об изъятии;
  • договор о переходе права собственности.

Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

Заключение

Никто не застрахован от изъятия земельного участка. Поскольку приоритетом являются государственные или муниципальные нужды, законодатель определил механизмы истребования наделов даже у  собственников, активно выступающих против изъятия.

Учитывая права владельцев, законодатель определяет возможность выплаты компенсации или равноценной замены земельного участка. Однако отсутствие нормативного определения «государственных и муниципальных нужд» создает угрозу для прав собственников. Далеко не всегда изъятие земель осуществляется в рамках публичных интересов региона или общины.

Обращение в суд

Нарушение порядка изъятия встречается достаточно часто, в связи с чем судебные инстанции отказывают в удовлетворении требований государственных органов.

К числу самых распространенных нарушений относятся:

  • нарушения процедуры принятия соответствующего решения;
  • нарушение порядка уведомления владельцев земли;
  • нарушения процедуры оценки.

Подобные действия со стороны государственных органов – хорошее подспорье для владельцев, которым нужно выиграть время и не допустить изъятия объекта.

Изъятие земельных участков для государственных нужд в 2019 году, изъятие земли для муниципальных нужд, порядок и основания изъятия, основные проблемы процедуры

Если нарушения порядка изъятия вскроются в ходе судебного разбирательства, владелец вправе:

  • восстановить свои права на земельный участок;
  • рассчитывать на отмену решения государственного органа;
  • требовать возмещения понесенных убытков.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

При расчёте размера возмещения учитывается:

  1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
      если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
  2. если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
  3. если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
  4. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
  5. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
  6. Упущенная выгода.

При определении размера компенсации не учитываются:

  • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
  • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
  • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
  • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
  • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

Положенная компенсационная выплата рассчитывается на основании информации в кадастровом паспорте. Принимается во внимание указанная в паспорте стоимость. Она приближена к рыночным параметрам. Обычно после этого получается цифра, не удовлетворяющая владельца. По этой причине принимается решение провести переоценку рыночной стоимости.

Важные моменты

Изъятие земельного участка властями

Чтобы предотвратить возможную процедуру изъятия, владельцам необходимо:

  • убедиться в том, что сведения о собственнике конкретного земельного объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимого имущества;
  • привести в соответствие документы, подтверждающие право владения земельным объектом, в том числе кадастровый паспорт и межевой план. При отсутствии таковых необходимо обязательно их оформить. Важно доказать тот факт, что объект недвижимости принадлежит собственнику на законных основаниях;
  • регулярно наводить справки о намерениях муниципалитета относительно застройки и благоустройства города, отслеживать все изменения, вносимые в генеральный план.

Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Москва, Московская область

Санкт-Петербург, Ленинградская область

Федеральный номер для других регионов России

Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.

Оцените статью
Юридическое право
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.