Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Клинический психолог где может работать

Судебная практика

Краткое описание

Методы клинической психологии используются в классической медицинской практике. Эта область стала активно развиваться в конце XIX века, она тесно связана с психиатрией. Существует несколько разделов клинической психологии: психотерапия, нейропсихология, психосоматика и другие. Клинические психологи обладают глубокими знаниями в сфере анатомии и медицины.

Общая информация

В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение.

Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.

При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

Предметом клинической психологии могут выступать:

  • Подготовка и проведение методов психотерапии.
  • Нарушения в психическом развитии.
  • Возникновение деструктивных изменений в психике.
  • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
  • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
  • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
  • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

Педагогика и психология входят в число одних из древнейших профессий. В Древней Греции этим двум профессиям дали трактовку. Так, под педагогикой понималось искусство воспитания, а под психологией – наука о познании души. С течением времени данные трактовки не изменились, как и важность самой профессии.

Педагог-психолог – это специалист, несущий ответственность за социальную адаптацию детей, их психологическое развитие и поведение. Часто человека, профессия которого связана с данной областью психологии, называют «воспитателем человеческих душ». Такое прозвище акцентирует важность профессии для общества и отражает высокую степень ответственности за выполнение специалистом своей работы.

Клинический психолог где может работать

Преимущества профессии:

  • Рост заработной платы в связи с увеличением интереса к данной профессии в последнее время;
  • Возможность оказывать помощь людям и быть полезным социуму;
  • Полученные знания можно применять не только на работе, но и в личной жизни;
  • Большой выбор сфер деятельности для трудоустройства.

Недостатки профессии:

  • Размер оклада у начинающего специалиста;
  • Эмоциональные нагрузки и переживания за подопечных;
  • Коммерческая сфера не развита в России.

Предпосылками становления клинической психологии были исследования французских и русских психиатров конца 19 века. Большое количество ученых посвящали свои научные труды психологической тематике.

На территории России в 1885 году была основана первая психологическая лаборатория, где было проведено большое количество исследований. Помимо этого, большой толчок развитию данной отрасли оказали полученные труды во время Великой Отечественной войны. Накопленный опыт как зарубежных, так и отечественных ученых послужил образованию отдельной профессии на стыке медицины и психологии, а именно клинического психолога.

Клинический психолог – это специалист, деятельность которого направлена на исследование медицинских и психологических проблем, а именно на диагностирование и корректирование различных психических расстройств. Такие специалисты могут быть как теоретиками, так и практиками. Второе направление считается более перспективным и подразумевает работу с одной из трех категорий пациентов:

  • Соматические больные – люди, страдающие телесными заболеваниями. Суть работы психолога в данном случае состоит в выявлении психологических затруднений у клиента и способствованию изменению его состояния в лучшую сторону. Также подобного рода специалист принимает участие в подготовке пациентов к операциям, болезненным процедурам и другим лечебным мероприятиям.
  • Психические больные – люди, страдающие психическими расстройствами. Часто клинического психолога приглашают на работу в психиатрические клиники, для проведения диагностики и психотерапевтических мероприятий с пациентами.
  • Здоровые люди. Клинический психолог, как и любой другой психолог, может оказывать частные услуги клиентам, имеющим различные трудности, даже если они не лежат в сфере того или иного заболевания.

Таким образом, специалист может работать как в клинике совместно с врачом, так и в иных учреждениях в качестве специалиста гуманитарного профиля.

Выбирая подобное направление профессиональной деятельности, необходимо знать, что хоть данную профессию можно получить, окончив медицинское высшее учебное заведение, специалист не является врачом и соответственно не имеет лицензии на оказание медицинских услуг. Несмотря на такой нюанс, рассматриваемый профиль имеет множество преимуществ. А именно:

  • Умение разбираться в людях, понимать их лучше, чем они себя сами;
  • Способность находить общий язык с собеседником, беседовать с ним без стеснения, различать, когда человек говорит правду или лжет;
  • Способствовать оказанию помощи пациенту, наблюдать положительные тенденции в жизни клиентов от проделанной работы;
  • Широкий спектр областей применения своих умений и навыков;
  • Возможность открытия собственного дела.

Клинический психолог где может работать

Также, как и любая другая профессия, деятельность клинического психолога имеет ряд недостатков:

  • Влияние негативных эмоциональных состояний пациента;
  • В связи с тем, что не всем клиентам удастся помочь, это может повлечь огорчения от неудач;
  • Эмоциональная напряженность;
  • Со временем развитие такого качества в себе, как определенного рода бесчувственность.

Стоит отметить, что выбрать данный вид профессиональной деятельности могут те выпускники школ, которые не имеют заболеваний, входящих в список медицинских ограничений:

  1. Вирусоносительство.
  2. Нервно-психические заболевания.
  3. Хронические мигрени.
  4. Нарушения речи, зрения и слуха.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Проблемы с памятью и вниманием.

Методы

Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента. Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека. Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

  • Выделяют такие методы: Исследование творчества;
  • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
  • Наблюдение;
  • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
  • Беседа и опрос;
  • Биографический;
  • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.

Клинический психолог, работая с клиентом, использует те же методы, которыми пользуется психотерапевт. Выбор наиболее эффективного метода зависит от особенностей клиента, психологической задачи, состояния психики, анамнеза. Выделяют следующие методы:

  1. Биографический метод. Заключается в сборе информации о важных жизненных событиях, представленных самим пациентом. Важны не только перечисленные факты, но и сама манера изложения.
  2. Анамнестический метод. Изучение предварительной диагностики и методов лечения позволяет скорректировать лечение в ситуации, когда врач затрудняется в постановке диагноза.
  3. Экспериментально-психологический метод. Проведение различных психологических проб выявляет скрытые патологии, помогает получить больше данных для постановки диагноза.
  4. Изучение продуктов творчества. Проективные методики (рисование, лепка, аппликация) позволяют человеку выразить внутренние переживания, которые ему сложно высказать. Через творчество врач может понять его глубинные страхи, стремления, особенности мировоззрения.
  5. Наблюдение. Метод заключается в свободном наблюдении за пациентом в условиях медицинского кабинета, бытовой и рабочей деятельности. На основании наблюдений врач подбирает дальнейшие методы диагностики.
  6. Беседа. Представляет собой опрос в свободной форме. В отличие от стандартного опроса позволяет человеку чувствовать себя комфортно, располагает к откровенности и настраивает на совместную работу врача и пациента.
  7. Психофизиологические методы. Помимо оценки психических качеств включают оценку развития физиологических особенностей пациента, его когнитивные реакции.

Часто психолог комбинирует методы. Взаимодействие способов изучения позволяет получить полную картину заболевания и собрать дополнительные данные, необходимы для назначения правильного лечения.

Должностные обязанности

Профессиональные стандарты должности клинического психолога подразумевают следующие трудовые обязанности:

  • ознакомление с данными медицинских обследований, сбор жалоб пациента и получение информации в процессе беседы об уровне его познавательных возможностей, его эмоционально-личностной ориентированности, взаимодействии с семьей и социумом;
  • оценка полученных сведений и оформление заключения с указанием методов оказания клинико-психологической помощи по существующим стандартам;
  • при наличии необходимости – направление пациента для консультации к нейропсихологу или врачам иной специализации;
  • разработка индивидуального плана реабилитационных мероприятий и рекомендаций, а также психологическое сопровождение на всех этапах их исполнения;
  • совместная работа по вопросам оказания клинико-психологической помощи с представителями социальных служб, медицинских и образовательных учреждений, педагогическими комиссиями и другими социальными организациями.

Данный перечень должностных обязанностей подразумевает наличие определенных теоретических базовых знаний и практических навыков, а также опыта работы.

Специалист, желающий занять должность «Педагога-психолога» должен иметь диплом о высшем или среднем специальном образовании по направлению «Педагогика и психология». Должностные обязанности данной профессии могут отличаться в зависимости от выбранной области деятельности. Ниже приведены основные пункты из должностной инструкции:

  • Проведение работ по сохранению психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе воспитания и обучения в учебных заведениях;
  • Участие в охране прав в соответствии с «Конвенцией по охране прав ребёнка»;
  • Проведение анализа факторов, оказывающих негативное воздействие на развитие личности учащихся и воспитанников, а также принятие мер по оказанию различного рода психологической помощи;
  • Составление психолого-педагогических заключений на основании материалов исследовательских работ;
  • Оказание психологической поддержки творчески одарённым детям;
  • Ведение документации по установленной форме;
  • Осуществление работы по устранению проблем в развитии личности;
  • Проведение различных социально-психологических тренингов;
  • Консультирование и оказание психологической помощи сотрудникам учреждений;
  • Проведение занятий по профилактике социальной дезадаптации.

Особенности профессии

Содействие человеку в укреплении и защите его психического здоровья – такую функцию выполняет клинический психолог. Деятельность этого специалиста регламентирует не только наука психология, но и медицина. Опираясь на них, он проводит диагностику и коррекционную работу по поводу разнообразных проявлений расстройства психики человека.

История появления

Становление официально признанной клинической психологии произошло в XIX веке, когда в Лейпциге появился Институт экспериментальной психологии. Позднее, в 1917 году, была основана Американская ассоциация психологов, где статус ученого стал рассматриваться как его профессия. В конце XX века немец Э. Крепелин начал применять в психологии экспериментальные методы, а З. Фрейд разработал теорию возникновения расстройства психики, рассматривая ее вне привязки к медицине.

В России патологические процессы со стороны психики исследовали И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский. При клинике Казанского университета в 1885 году была открыта научная лаборатория, а позднее на ее базе появился Психоневрологический институт им. Бехтерева. В конце XX века Россия значительно продвинулась в сфере клинической психологии, и было сформировано прикладное направление, называемое патологическая психология, которая базировалась на стыке психологии и психиатрии.

На сегодняшний день клиническая психология – это самая распространенная и востребованная прикладная отрасль психологии, которая имеет большой потенциал для дальнейшего развития как в России, так и за рубежом.

Деятельность клинического психолога определена потребностями пациента и включает в себя такие разделы научных знаний, как патологическая и соматическая психология, неврологическая и нейропсихолоия. Теоретическое и практическое применение знаний в этих областях позволяет найти решение вопроса в процессе диагностики и экспертизы состояния человеческой психики, способствует благоприятному психологическому настрою пациента во время его лечения при различных заболеваниях не только психики, но и внутренних органов, способствует оптимизированию лечебных подходов и внутрибольничной среды к скорейшему выздоровлению человека, выявляет спектр взаимоотношений врача и больного, а также отношений пациентов между собой, отслеживает изменения, которые происходят в психике человека в процессе течения его заболевания.

Клинические психологи выполняют определенные практические функции.

  • Проведение диагностики подразумевает под собой отслеживание развития симптомов в динамике, а также участие со специалистами в определении участка поражения мозга, так как разные локализации имеют разные проявления. Кроме того, изучается характер человека, располагающий к развитию у него разного рода заболеваний.
  • Проведение экспертизы подразумевает экспертную оценку развития психики ребенка, ВТЭК, судебно-психиатрическую, военно-медицинскую и так далее. По результатам полученных исследований дается экспертное заключение.
  • Выполнение психологической коррекции является психологическим воздействием на человека с определенной целью по выбранной методике. Коррекцией можно считать изменения, которые улучшают состояние человека. В процессе воздействия работают в направлении совершенствования поведенческих навыков, снижают риск возникновения психосоматических заболеваний, нивелируют последствия травм и тяжелых заболеваний, улучшают адаптационные возможности организма, устраняют результаты психологические травмы, возникающие в результате переживания тяжелых жизненных ситуаций.
  • Психологическая реабилитация способствует восстановлению физиологических способностей психики вернуться на уровень, который был у человека до момента переживания им негативной психологической ситуации или болезни. Кроме того, существует еще и вид социальной адаптации, которая помогает человеку влиться в социум, трудовой или учебный коллектив.
  • Профилактические меры включают в себя формирование у человека понятия о здоровой психике и правильном образе жизни. Следующим шагом профилактической направленности является обнаружение и устранение рисков, которым может быть подвергнута психика в процессе болезней или жизненных трудностей. И третий шаг профилактической работы направлен на предотвращение появлений рецидивов сбоя психики, возникающих повторно после тяжелой болезни, инвалидности или иных ситуаций.
Еще по теме  Банкротство жск последствия для пайщиков

Современный мир заставляет человека испытывать высокие психологические нагрузки и переживать частые стрессовые ситуации различной степени тяжести, что проявляется ростом числа людей, страдающих разнообразными отклонениями в психическом здоровье и нуждающихся в грамотной профессиональной помощи.

Будущим абитуриентам, выбирающим для себя направление клинической психологии, следует знать, что эту специальность можно приобрести только после окончания медицинского вуза, но специалист этого профиля не считается врачом и не имеет лицензии, дающей ему возможность оказывать медицинские услуги.

Данная профессия имеет свои плюсы и минусы. Положительными ее сторонами являются:

  • возможность научиться хорошо понимать людей, разбираться в их психологических нюансах поведения и реагирования на различные ситуации;
  • определять, насколько человек искренен, говорит ли он правду, какие мотивы им движут, что заставляет его реагировать на то или иное событие определенным образом;
  • способность оказывать людям психологическую помощь и поддержку, видеть результаты своей работы;
  • использовать знания и навыки не только для помощи другим людям, но и для себя самого;
  • возможность заниматься частной практикой или работать совместно с врачом в государственных лечебных или иных социальных учреждениях.

Однако помимо плюсов профессиональная деятельность клинического психолога имеет и свои отрицательные нюансы:

  • психологическое вовлечение в эмоции и проблемы пациента, совместное их проживание;
  • разочарование в случае неудач из-за невозможности оказать помощь пациенту;
  • ежедневная высокая психоэмоциональная нагрузка, необходимость контакта с людьми, чья психика неуравновешенна;
  • длительная работа в профессии приводит к эмоциональной истощаемости и так называемому выгоранию.

Помимо плюсов и минусов стоит отметить, что клиническим психологом можно стать, только если вы не являетесь вирусоносителем какого-либо заболевания, не страдаете неврологическим или психическим расстройством, а также мигренью, ваши речь, слух и зрение на уровне нормы, в анамнезе нет сердечно-сосудистых болезней и нарушений памяти.

Клинические психологи чаще всего взаимодействуют с людьми, которые испытывают сложности в вопросах, связанных с адаптацией, самореализацией, становлением личности. Эти процессы зависят от социального, духовного и физического состояния пациента. Клинические психологи используют следующие методы:

  • беседы, наблюдение;
  • психофизические, анамнестические, биографические, экспериментально-психологические методы;
  • изучение продуктов деятельности и творчества.

Клинический психолог в вузе изучает целый комплекс естественнонаучных дисциплин, а также анатомию ЦНС, нейропсихологию и нейрофизиологию, психодиагностику и т. д. Дипломированные специалисты выполняют следующие виды работ:

  • сбор анамнеза, выполнение психодиагностики;
  • разработка мер, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния пациента;
  • оказание помощи в самоидентификации, социальной адаптации, налаживании внутрисемейных отношений;
  • подготовка схемы медикаментозного лечения при необходимости;
  • проведение психологической экспертизы;
  • социальная деятельность в рамках помощи незащищенным слоям населения: дети, инвалиды и т. д.;
  • составление заключений по итогам выполненной работы.

Они работают с разными группами людей. Оказывают помощь пациентам, которые перенесли психологическую травму, страдают от приобретенных или врожденных заболеваний, испытывают потребность в социальной адаптации, например, после отбывания наказания в тюрьме. Обратите внимание на то, что клинические психологи не работают с тяжелыми психическими состояниями: шизофрения, биполярное аффективное расстройство и другие.

Место работы

В современных условиях специалисты в области педагогики и психологии являются востребованными на рынке труда. Данная профессия приобретает широкое распространение в различных отраслях, не считая тех, где помощь в социальной адаптации и воспитании личности является основополагающей целью.

Получив диплом о соответствующем образовании, квалифицированный специалист может выбрать одно из следующих направлений деятельности:

  1. Психологическая консультация в школьных и дошкольных учреждениях.
  2. Медицинский вид психологических консультаций.
  3. Преподавание психологии.
  4. Деятельность в службе работы с кадрами.

В соответствии с выделенными направлениями деятельности, квалифицированные специалисты востребованы в:

  • Дошкольных и образовательных (школы, техникумы, ВУЗы) заведениях;
  • Медицинских учреждениях (реабилитационные центры) и сфере здравоохранения (детские больницы, санатории);
  • Социальных службах (центры социальной защиты, приюты для бездомных и др.) и правоохранительных органах (полиция, воспитательные колонии и др.);
  • На предприятиях в любой сфере человеческой деятельности, где работа сотрудников подразумевает наличие психологически-эмоциональных нагрузок;
  • В специальных подразделениях, созданных Министерством по чрезвычайным ситуациям;
  • Предоставление индивидуальных профессиональных услуг в частных кабинетах.

Клинические психологи смогут найти работу в поликлиниках, реабилитационных или узкопрофильных центрах, службах доверия. В них заинтересованы хосписы, детские дома, а также исправительные колонии, кризисные центры, органы государственной власти и т. д. Нередко специалисты занимаются ведением частной практики, в этом случае они могут выполнять функции корпоративных или семейных психологов, проводить вебинары, Skype-конференции, групповые тренинги.

Клинический психолог где может работать

Психолог клинического направления, как и любого другого, может консультировать в частном порядке. Такая работа направлена на помощь в кризисных ситуациях, особенно экстренных, не требующих отлагательств и, соответственно, при недостатке времени на ожидания в поликлиниках. Человек не обязательно должен считаться больным, ведь у каждого из нас возникают такие ситуации, в которых самостоятельно разобраться сложно.

Медицинские психологи также трудятся в больницах в психоневрологических отделениях, в психиатрических клиниках, а также в специализированных учреждениях, направленных на лечение неврозов и пограничных состояний, различных психических расстройств.

Клинический психолог работает и в хосписах, диагностирует в поликлиниках и детей, и взрослых. Он поддерживает пациентов с различными заболеваниями в любом из отделений. Такой психолог отслеживает общее психологическое состояние больного, помогает справляться со сложностями адаптации, проживания, корректирует возникающие деструктивные тенденции в поведении и мыслях человека.

Помощь медицинского психолога нужна и в домах престарелых, детских домах и интернатах, в специализированных учреждениях для детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Кроме того, такой психолог трудится в санаториях и домах отдыха, работает с коррекционными классами в школах, в реабилитационных центрах различных направлений.

Клинический психолог – широкий спектр работы с самыми разными категориями людей, которые нуждаются в психологической помощи, но порой могут оказывать влияние и на самого консультанта. Потому в этой профессии высокий риск эмоционального выгорания. Специалист должен обладать определенным набором профессионально важных качеств, чтобы справляться со стрессами, быть терпеливым к человеческим проявлениям, а также иметь огромное желание помогать другим. Клинический психолог всегда готов преодолевать трудности, что подстерегают его на сложном, но таком важном профессиональном пути.

Важные качества

Помимо профессиональных знаний и умений в сфере психологии, специалист должен обладать рядом личностных качеств. Одними из основополагающих черт, присущих педагогу-психологу, является высокая духовная организация и чувство ответственности.

Немаловажное значение в работе такого сотрудника играет то, как человек «владеет словом». Ведь ему необходимо донести до слушателя либо воспитанника необходимую информацию, сделав это с помощью огромного лексического запаса и литературных, исторических и других примеров; добиться, чтобы она стала личным убеждением слушателя. Из этого следует, что к личным качествам относится:

  • Богатый лексический запас;
  • Знание литературы, истории, искусства;
  • Умение приводить аргументы, используя примеры известных личностей и литературных персонажей.

Также в связи с тем, что специфика данной профессии состоит в предоставлении услуг людям любого возраста, социального статуса, половой и гендерной принадлежности, специалист должен обладать такими качествами:

  • Гуманитарный и аналитический склад ума;
  • Воспитанность и тактичность;
  • Гуманность и деликатность;
  • Уравновешенность и спокойствие;
  • Учтивость и вежливость;
  • Общительность и умение располагать к себе человека;
  • Человеколюбие;
  • Наблюдательность и проницательность;
  • Обладать даром убеждения.

Обучение на клинического психолога

Согласно положениям профессионального стандарта, специальность клинического психолога предусматривает наличие одного из вариантов образования:

  • высшее образование по специальности «Клиническая психология» или «Психология» с дополнительной специализацией «Клиническая психология»;
  • высшее образование с получением специальности «Психология служебной деятельности» и наличие переподготовки по направлению «Клиническая психология»;
  • бакалавриат или магистратура по специальности «Психология» и профессиональная переподготовка по направлению «Клиническая психология».

Помимо указанного базового образования каждый специалист должен стремиться к росту профессионализма и получать новые квалификации:

  • проходить дополнительное профессиональное образование, повышающее объем знаний и их качество на современном уровне;
  • улучшать свои профессиональные навыки с помощью более опытных наставников и на стажировках;
  • принимать активное участие в вебинарах, медицинских конференциях, образовательных тренингах.

Получить образование для работы клиническим психологом можно в следующих высших учебных заведениях:

  • Казанский федеральный университет;
  • Южный федеральный университет;
  • Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина;
  • Московский государственный университет им. А. И. Евдокимова;
  • Пермский государственный национальный исследовательский институт;
  • Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена.

Стоит заметить, что профессиональную подготовку по направлению «Клиническая психология» следует проходить только в тех учебных учреждениях, которые имеют государственную аккредитацию.

Подготовка соответствующих специалистов проводится на основании образовательной программы 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование».

Для того, чтобы поступить на данный профиль, абитуриенту необходимо сдать следующие экзамены:

  • Русский язык;
  • Математика (базовый уровень);
  • Биология (профильный предмет).

Сроки обучения по выбранному направлению подготовки для очного отделения составляют 4 года (бакалавриат), а для заочного – 5 лет. При наличии среднего профессионального образования, срок обучения в ВУЗе составит 3,5 года.

Подготовка по программе «Психолого-педагогическое образование» осуществляется с изучением следующих направлений:

  1. «Психология личности и группы».
  2. «Формирование педагогической деятельности».
  3. «Психология развития».
  4. «Психологическое сопровождение педагогического процесса».

Во время учебного процесса студент изучает как общеобразовательные дисциплины, так и профильные, а именно:

  • Общая психология;
  • Психология управления;
  • Психодиагностика;
  • Индивидуальная и социальная психология;
  • Психологическое консультирование;
  • Возрастная психология;
  • Социальный и психологический тренинги;
  • Социальная педагогика.
  • Теория и методика обучения и воспитания;
  • Психология в коммерции и образовании;
  • Менеджмент организации;
  • Управление персоналом;
  • Конфликтология;
  • Иностранный язык.

Как видно из данного перечня, студент получает не только знания по психологическим и педагогическим наукам, но и изучает менеджмент и управление персоналом, что расширяет круг мест для трудоустройства.

Получить диплом о соответствующем образовании можно в следующих ВУЗах страны:

  • Московский социально-педагогический институт (средний балл ЕГЭ – 56.8, стоимость обучения 110 тыс. руб. в год);
  • Московский городской педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 72.12, стоимость обучения 199,6 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (средний балл ЕГЭ – 67.07, стоимость обучения 138,7 тыс. руб. в год);
  • Российский государственный профессионально-педагогический университет
  • (средний балл ЕГЭ – 62.5, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Уральский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 63.81, стоимость обучения 108 тыс. руб. в год);
  • Новосибирский государственный педагогический университет (средний балл ЕГЭ – 61.73, стоимость обучения 87 тыс. руб. в год);
  • Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (средний балл ЕГЭ – 63.10, стоимость обучения 95,3 тыс. руб. в год).

Напоследок следует сказать, что доля трудоустройства выпускников рассматриваемой профессии по стране составляет 79.1%.

Получить диплом по направлению, готовящему клинических психологов, можно в любом ВУЗе страны, где имеется кафедра психологии. Особый акцент во время обучения для данного направления делается на изучение таких дисциплин, как:

  • Нейропсихология;
  • Патопсихология;
  • Психосоматика.

Обучение по специализации клинический психолог не предполагает интернатуру, выпускники таких кафедр по окончанию обучения получают диплом специалиста (Специалитет, срок обучения 5,5 лет).

Для поступления в ВУЗ на образовательную программу 37.05.01 «Клиническая психология», выпускнику школы необходимо предоставить сертификаты ЕГЭ по:

  1. Математика.
  2. Русский язык.
  3. Биология/Обществознание.

Подготовку специалистов соответствующего профиля осуществляют следующие ВУЗы:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова;
  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
  • Московский государственный психолого-педагогический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет;
  • Белгородский государственный национальный исследовательский университет;
  • Кемеровский государственный университет;
  • Южно-Уральский государственный медицинский университет.
Еще по теме  Как уехать работать в Австралию вакансии и оформление визы

Для повышения квалификации, уже практикующих клинических психологов, существуют следующие курсы и тренинги:

  • Курсы на базе МПГУ;
  • Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования;
  • Образовательный ;
  • Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии.

Стоимость обучения в представленных выше ВУЗах колеблется в пределах 115-360 руб. в год.

Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:

  • биология – профильный экзамен;
  • русский язык – обязательный экзамен;
  • обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.

Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова

Клиническая психология (Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова)

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

Клиническая психология (Психолого-социальный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова)

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова

Клиническая психология (Факультет клинической психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова)

Российский государственный гуманитарный университет

Клиническая психология (Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ)

Заработная плата

Клинический психолог где может работать

Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

https://youtu.be/c6-oXj0Dmkg

На рынке труда клинический психолог имеет высокий уровень востребованности. Специалист, только что окончивший вуз и не имеющий опыта работы по специальности, в некоторых регионах России может зарабатывать 15000-17000 руб. Средний уровень заработной платы для работников государственных учреждений составляет около 25000 руб.

Средний оклад педагога-психолога по РФ составляет 31 000 руб. В зависимости от региона и места работы данная цифра может изменятся.

Минимальная зарплата – 15,4 тыс. руб. Максимальный заработок в месяц – свыше 100 тыс. руб. и выше.

К заработной плате могут добавляться надбавки:

  1. За высшее образование – 10%.
  2. За специфику работы – 20%.

Стоит ли принимать антидепрессанты здоровому человеку, или все же лучше обратиться за помощью

Антидепрессанты — это довольно частый путь, который выбирают очень многие. Некоторым сложно работать со своей психикой самостоятельно, другим — не хочется ходить к психологу. Зачем, если есть более быстрое решение. Третьи не знают, что можно работать над собой, им сказали принимать таблетки — они и принимают.

Эти лекарства недешевые, как, конечно и помощь специалиста. Разница лишь в том, что со специалистом вы проработаете фундамент, тогда и причины больше не будет. А антидепрессанты будут работать только когда их принимаешь. То есть, чтобы чувствовать себя хорошо, принимать их нужно постоянно.

Далеко не все в настоящее время понимают всю пользу специалистов, работающих с психикой. А ведь эта работа может изменить всю жизнь к лучшему. Вы сможете изменить собственное отношение к проблемам, меньше стрессовать, избавиться от комплексов и страхов. Улучшить отношения со второй половиной.

Все это скажется и на успехах в работе.

Поэтому, с какой бы проблемой вы не столкнулись, правильным решением будет работать над собой! И проще всего это делать с грамотным специалистом!

Клинический психолог где может работать

Теперь вы знаете, чем отличается психиатр от психотерапевта и психолога. Будьте здоровы!

Раз уж мы с Вами решили навсегда разобраться, чем отличается психолог от психиатра, давайте подойдем к этому вопросу ещё и с практической точки зрения. В частности, разберемся, с какими проблемами нужно обращаться к психологу, а с какими — к психиатру. Итак,

  1. Случилось нечто, резко нарушившее привычное течение жизни
    . Это может быть тяжелая болезнь дорогого человека, болезненное расставание, потеря близкого человека, потеря работы или карьерных перспектив;
  2. Не удаётся реализовать амбициозный проект
    . Например, вы планируете сделать нечто грандиозное, но лень, прокрастинация или внутренние страхи мешают начать;
  3. Возникли проблемы в общении
    . Это может быть недопонимание с близкими, кризисный период в романтических отношениях или «сложный» возраст детей. Многим знакома ситуация, когда общение с дорогим человеком доставляет больше расстройств, чем радости, и хочется поскорее исправить это;
  4. Кризис в отношениях с самим собой
    . Это может быть недовольство собой, стыд за определенные поступки и неудачи, неудовлетворенность собственной внешностью. Если вы замечаете, что склонность к самообесцениванию мешает вам в общении с другими людьми и в реализации амбиций, возможно, необходима психологическая консультация;
  5. Нежелательные состояния, связанные с определенными людьми или обстоятельствами
    . Это может быть что угодно, от боязни публичных выступлений до неумения говорить «Нет!». Возможно, вас стал раздражать близкий человек или вы испытываете чувство вины.
  6. Не удаётся «переварить» неприятность, произошедшую в прошлом
    . Все совершают ошибки, но не все способны избавляться от переживаний, связанных с ними. Возможно, вы склонны прокручивать в голове неприятные ситуации, бесконечно напоминая себе о прошлой неудаче. Такое «самокопание» отнимает много времени, чем очень утомляет и истощает.

Список ситуаций достаточно типичен. Даже заметив и отчетливо идентифицировав у себя одну из перечисленных проблем, избавиться от неё без помощи специалиста не так просто. Профессиональный психолог может помочь во всех перечисленных случаях.

  1. Возникли визуальные, слуховые или иные галлюцинации
    . Они могут проявляться в голосах, необъяснимых тактильных ощущениях, странных запахах, зрительных и прочих образах. Обычно это подразумевает некий сбой в отделе головного мозга, отвечающем за определенный аспект восприятия.
  2. Искажается окружающее пространство
    . Предметы могут отдаляться, казаться больше, чем они есть, приближаться или деформироваться. Дополнительно может возникать ощущение нереальности окружающего мира, словно события происходят во сне, а не в действительности.
  3. Возникли серьезные провалы в памяти
    . Если вы замечаете, что совершенно не можете вспомнить, чем занимались в определенный момент времени (и это не связано с приемом алкоголя), рекомендуется записаться на консультацию к психиатру.
  4. Появляются внезапные всплески энергии
    . Внезапно возросшая энергичность, сопровождающаяся повышенной двигательной или речевой активностью, не всегда повод для радости. Особенно если длительность ночного сна сокращается до трёх часов, и при этом вы чувствуете себя выспавшимся.
  5. Возникают суицидальные мысли
    . В норме все мы наделёны инстинктом самосохранения, заставляющим нас ценить собственную жизнь и избегать лишних рисков. Но иногда человек перестаёт осознавать ценность жизни. Он не боится смерти и даже рассматривает её как способ избавиться от всех проблем. Если подобные мысли возникают, это тревожный сигнал о том, что требуется срочно обратиться за помощью.

Клинический психолог консультирует людей, имеющих психические заболевания. Он исследует заболевание и применяет методы коррекции, используя только методики, не требующие назначения таблеток. Клинический психолог совмещает знания психолога и врача, чтобы найти оптимальный метод лечения. Больной, нуждающийся в помощи, вначале может пройти консультацию у клинического психолога. В случае необходимости он получит направление к психиатру.

Психиатр занимается тяжелыми патологиями, с которыми невозможно справиться без медикаментов. Он применяет психологические знания, чтобы наладить контакт с клиентом, но в большей мере ориентируется на медицинскую позицию. Используя более углубленные знания об особенности работы психики, врач-психиатр имеет право назначать психотропные и седативные препараты.

Чем психолог отличается от психиатра: к кому обращаться за помощью

Современная подготовка специалистов по психологическому профилю в системе российского высшего образования осуществляется следующим образом:

  • по медицинскому направлению – в курс обучения входит перечень обязательных предметов из области не только психологии, но и медицины, после окончания такого вуза специалиста ожидает работа клинического психолога;
  • по педагогическому направлению – обучение в этом случае не предполагает изучение медицинских предметов, напротив, сделан упор на психологию и педагогику, после прохождения учебы специалист может работать в области психологии в учреждениях педагогического профиля.

Психотерапевт – это профессионал, знания которого базируются на изучении психологии и медицины. Он оказывает помощь в лечении психических заболеваний, пограничных состояний, легких и серьезных расстройств психики.

Клинический психолог – это специалист с высшим медицинским образованием, который, не прибегая к медикаментозному лечению, работает с нарушениями не только воли и внимания, но и мышления, а также спектра эмоций. Чаще всего этот специалист имеет дело с лечением неврозов, которые присущи людям с относительно здоровой психикой.

Требования к образованию

Большинство дипломированных специалистов данной профессии имеют докторскую степень в сфере психологии. Зачастую они сначала получают степень бакалавра, а затем начинают специализироваться на медицинской психологии в аспирантуре. Непосредственно направление учебных программ может разниться. Одни направления готовят кадры к клинической работе, а другие — к проведению исследовательской деятельности.

Все желающие получить лицензию на занятие клинической или консультативной работой должны проходить стажировку в течение года после приобретения докторской степени. Вакансии медицинского психолога закрываются очень быстро.

При наличии диплома бакалавра возможности трудоустроиться ограничены, правда, некоторые часто находят работу в исправительных организациях. Те специалисты, которые получают степень магистра, как правило, работают под руководством лицензированных психологов.

Медикаментозная терапия

Психолог не выписывает и не назначает весёлые таблетки. И невесёлые — тоже. Даже медицинский. Если он что-то рекомендует попринимать, то он выходит за рамки своих формальных прав. В текущих реалиях это не означает, что он обязательно ошибается, но вы должны понимать, что он превышает свои полномочия.

Напротив, и психиатр, и психотерапевт имеют право назначать таблетки. На практике первые, как правило, только этим и ограничиваются, а вторые часто от такой возможности отказываются, предпочитая лечение словом. С другой стороны, и психиатр, и психотерапевт имеют право применять немедикаментозные методы воздействия (те самые лечебные разговоры во всём их многообразии).

Как правильно выбрать специалиста?

К психологу обычно обращается человек, который ставит перед собой задачи:

  • вернуть утраченное душевное равновесие;
  • стать более уверенным в себе;
  • научиться эффективно преодолевать напряжение умственное, физическое и эмоциональное;
  • вернуть гармонию в супружеские отношения;
  • научиться находить взаимопонимание с подрастающими детьми;
  • улучшить навыки социальных контактов.

https://youtu.be/BF_3yZGjP8E

К помощи психолога обязательно должны прибегнуть люди, которые оказались в зоне стихийных бедствий, техногенных катастроф. Часто психологическая помощь необходима участниками серьезных транспортных происшествий, родственникам погибших в авиакатастрофах.

Клиенты психотерапевта — это обычно люди, пережившие воздействие сильного стресса или длительное время находившиеся в напряженной стрессовой ситуации в семье, дома, на военной службе. Поводом для обращения к этому специалисту являются тревожные расстройства, необъяснимые страхи, фобические расстройства. Если человек несколько раз подвергался панических атакам, нельзя откладывать визит к специалисту.

Апатия, депрессия, навязчивые мысли, подозрительность, выходящая за рамки нормы — все это поводы прибегнуть к помощи специалиста в области психотерапии. Даже такие состояния, как частые приступы неконтролируемого гнева или, наоборот, слезливости, требуют анализа ситуации и корректировки. Если организм дает сигнал о расстройстве того или иного органа болью, другими серьезными симптомами, а врачи не находят отклонений, можно заподозрить психосоматику. В такой ситуации, а также в борьбе с зависимостями тоже помогает психотерапевт.

К психиатрам обращаются люди, психические расстройства которых носят тяжелый характер. Например, неадекватное поведение, которое невозможно объяснить, отсутствие критического отношения к собственному состоянию, бред, панический страх, галлюцинации. Люди с уже установленными диагнозами (шизофренией, эпилепсией, психозами), социальной дезадаптацией также находят помощь у психиатров.

Проконсультировать по поводу психоэмоциональных проблем и психосоматических нарушений может психолог-гипнолог Никита Валерьевич Батурин.

Трудно найти человека, который не подвергался бы психологическим нагрузкам. С грузом стрессов и проблем не всегда удается справиться самостоятельно. Если начинают беспокоить психосоматика или тревожные расстройства, появляются апатия и даже признаки депрессии, нужно обращаться за профессиональной помощью.

Похожие записи:

  • Что такое НЛП в психологии?
    В психологии существуют специальные методы, позволяющие воздействовать на психику индивидуума для из…
  • Как избавиться от чувства вины — техники и приемы в психологии
    Каждому без исключения знакомо гнетущее чувство вины, муки совести. Что-то плохое произошло, и мы чу…
  • Как убедить человека сделать то, что вам нужно — советы по психологии
    Каждый человек периодически сталкивается с необходимостью убедить человека сделать то, что нужно. Та…
  • Почему мужчины возвращаются после расставания — что говорит психология?
    Расставание является сложным эмоциональным процессом, который женщины переживают сложнее, чем мужчин…
  • Что такое спортивная психология, когда и почему спортсмену нужен психолог?
    Спортивная психология — это прикладная отрасль психологии, сочетающая в себе несколько практических …
Еще по теме  Заполнение строки 130 в форме 6-НДФЛ - что туда входит 2019 - 2020

Проблемы душевного здоровья

Фото 1675

Современный, быстрый ритм жизни вызывает постоянные стрессовые ситуации, с которыми человек просто не успевает бороться. Такое напряжение само по себе опасно для здоровья, но иногда происходят травмирующие события, с которыми психике, возможно, не удастся справиться.

Человек в такие моменты понимает, что с ним что-то не так: ощущает отсутствие настроения и желания чем-либо заниматься, физическое недомогание. Внутренние силы пропадают, поэтому самостоятельно решить проблему уже не представляется возможным. Некоторые обращаются к близким за поддержкой, другие полностью погружаются в работу, игнорируя проблему. Иные делают выбор в пользу худшего «помощника» — алкоголя. Но лишь немногие осознают необходимость в обращении к психологу или психотерапевту.

Ускоренный за последние десятилетия ритм жизни, особенно в мегаполисах, приводит к тому, что жизнь человека протекает в почти непрекращающемся стрессе. Точнее, одна стрессовая ситуация сменяет другой, они повторяются часто изо дня в день. А иногда в этот поток непрерывного перенапряжения врывается поистине травмирующая ситуация.

Конечно, человек чувствует, что с ним происходит что-то неладное. Нет настроения, желания что-то делать, беспокоят физические симптомы. Пропадает внутренний ресурс, и справиться с этим самостоятельно не удается. Кто-то пытается получить поддержку от близких, другие изнуряют себя работой, пытаясь не думать о проблеме.

Как работает клинический психолог: область воздействия

Психотерапия направлена на изменение психоэмоционального состояния пациента. Задача проведения терапии — улучшить коммуникативные навыки, облегчить самочувствие человека, помочь ему адаптироваться в социуме, изменить линию поведения. Психотерапия может быть индивидуальной и групповой, использовать различные методики.

Проблемы, с которыми работает клинический психолог, обширны. Он помогает справиться с тревожностью, посттравматическим синдромом, социофобией, паническими атаками. Также он работает с индивидуальными запросами, направленными на устранение последствий детской травмы,

Медицинский психолог может заниматься практической и теоретической работой. Если он занимается исключительно исследовательской работой, то его область задач ограничена проведением исследований. Он не консультирует и не занимается просветительской работой.

Психолог, занятый в сфере психокоррекции, занимается диагностикой, подбором терапии и непосредственно лечением. Он постоянно находится в контакте с больным, следит за влиянием терапии. Он работает и с нервными расстройствами, и с заболеваниями головного мозга, имеющими физиологическую природу (онкология, инсульт).

Медицинский психолог также взаимодействует с членами семьи больного, занимается семейным консультированием. Отдельное направление работы представляет коррекция поведения детей: устранение страхов, тревожности, нервных проявлений. Медицинское образование позволяет клиническому психологу работать просветителем: выступать на конференциях, проводить лекции.

Фото 1660

Психолог-клиницист может осуществлять свою трудовую деятельность в медицинских клиниках, центрах реабилитации, частных медицинских учреждениях. Имея базовую медицинскую и психологическую подготовку, он может хорошо разбираться в причинах психосоматических нарушений, неврозах, работать в паре с врачом-психиатром.

Он может специализироваться на семейной психотерапии, а также заниматься частной практикой.

История появления

Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга.

Отличия клинической психологии от других отраслей

  1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
  2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.

    Клинический психолог: кто это чем он занимается?

  3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
  4. Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

Клиническая психология — широкопрофильная отрасль психологической науки, занимающаяся повышением уровня здоровья народонаселения, профилактикой и реабилитацией, социальной помощью и развитием адаптационных возможностей.

Фото 1659

Предметом изучения выступают:

  • природа психических расстройств;
  • возрастные нарушения развития;
  • создание и внедрение методик изучения психики;
  • проявления и симптоматика расстройств;
  • методики психотерапии;
  • особенности клинических исследований;
  • методы воздействия на психику.

Клиническая психология изучает общепсихологические проблемы. К ним относятся определение оптимального соотношения биологической и социальной составляющей, изучение нормы и патологии, поиск методов изучения причин психического развития и распада.

Современная медицинская психология включает 4 основных дисциплины:

  1. Патопсихологию. Занимается изучением психических нарушений, возникших в результате поражения ЦНС. Исследует причины заболеваний, закономерности развития, способы коррекции. Практическая задача патопсихологии — исследование влияния методов лечения на индивидуальные особенности личности.
  2. Нейропсихологию. Изучает роль ЦНС и головного мозга в процессе развития психики. Также рассматривает нейронные сети и философию сознания. Задача нейропсихологии — изучение нарушения психических функций и методы восстановления, прогнозирование проблем клинической и общей психологии.
  3. Психосоматику. Направление, изучающее проблематику больных, подверженных соматическим расстройствам. Сфера психосоматики включает подготовку больного к извещению о диагнозе, психологическую помощь и сопровождение, подготовку к лечению и последующее избавление от психосоматических расстройств.
  4. Психокоррекцию и психотерапию. Работает над созданием основ психотерапии, направленной на помощь людям, нуждающимся в реабилитации. Воздействие психотерапевта помогает восстановить личный социальный статус, поддержать психическое здоровье, провести своевременную профилактику.

Направления разрабатываются параллельно, дополняя и совершенствуя друг друга. Психолог, работая над одним из них, обязан также учитывать последние достижения в области других направлений. Поэтому подготовка квалифицированного специалиста занимает от 4 до 10 лет.

Как происходит прием

Не все люди представляют себе, что психолог делает во время сеанса, как он к нему готовится. Ошибочным является мнение, что беседа на приеме у психолога происходит в произвольной форме. На самом деле, во время каждой встречи происходит целенаправленное воздействие на клиента, базирующееся на знании психики человека.

Следует отметить главную особенность работы специалиста: каждая его встреча с клиентом уникальна. Организация сеанса начинается с назначения встречи. Как правило, встречи происходят в рабочем кабинете психолога, однако время от времени практикуются варианты встречи в парке или в приятном уютном кафе

. Главное – чтобы место было комфортным для обеих сторон встречи.

Уже во время первого знакомства и рассказа пациента о себе, специалист может произвести первичный анализ эмоционального состояния клиента и его психологической проблемы. Далее происходит углубленное изучение проблемы клиента, формулирование целей и задач с учетом того, чего следует достичь для улучшения качества его жизни.

Профессиональное консультирование происходит после того, как будет полностью описана и ясна сложившаяся жизненная ситуация клиента, проанализированы его проблемы, поведенческие особенности, заданы все уточняющие вопросы, сделаны выводы. Не всегда помощь может быть оказана в течение одного сеанса: зачастую появляется необходимость в организации серии встреч. Очень важным моментом для оказания психологической помощи является взаимное доверие и взаимопонимание психолога и его клиента.

Особенности клинической психологии, отличие от психиатрии

Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты. «Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача. Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего.

Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами.

Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии. Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.

Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

Психиатрия и психология занимаются решением одной проблемы — лечением расстройств психики. Но методы, способы подготовки специалистов и подхода к решению задачи различаются. Клиническая психология ближе к психотерапии: психолог не имеет права прописывать медикаменты, работая только с немедикаментозными методами лечения. Если пациент нуждается в приеме лекарств, его направляют к психиатру.

Подготовка врача-психиатра занимает от 6 до 10 лет. Обучение и дальнейшее прохождение интернатуры дает им право использовать все формы лекарственных препаратов. Клиент для психиатра — в первую очередь, пациент с заболеванием, для лечения которого используют сочетание психотропных препаратов и психотерапевтических методов. Различие психологии и психотерапии состоит только в объеме медицинского инструментария, который может использовать специалист.

Оцените статью
Юридическое право
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.