- Зачем регистрировать товарный знак
- Этапы регистрации
- Требуемые документы
- Случай с брендом «Ямщик-такси»
- Как зарегистрировать торговую марку
- Как выбрать товарный знак
- Срок действия прав на товарный знак
- Случай с «Хайлендером»
- Что еще нужно учитывать
- Случай с «Хэппи-бэби»
- Как зарегистрировать и использовать товарный знак
Зачем регистрировать товарный знак
В коммерческой деятельности используются следующие торговые знаки:
- Словесные. Они состоят из слов, словосочетаний, предложений и составляют 80 % от всех существующих торговых марок. Ими могут быть личные имена, названия драгоценных камней, растений, животных, птиц, наименования природных явлений, географических объектов, небесных тел, придуманные новообразования и аббревиатуры.
- Изобразительные. Такие обозначения не содержат словесных элементов и представляют собой абстрактные или конкретные изображения. Ими могут быть разнообразные значки, рисунки, орнаменты, геометрические фигуры, символы и так далее. При этом регистрация натуральных изображений продукции запрещена.
- Комбинированные. Они состоят из словесной и изобразительной частей, образующих единое целое.
Товарный знак, логотип, бренд и иные средства индивидуализации организаций являются охраняемыми объектами интеллектуальной собственности. Для того чтобы защитить свои исключительные права, необходимо патентование в установленном законом порядке. Только после регистрации торговой марки организации или индивидуальному предпринимателю предоставляются законные гарантии ее охраны и защиты от недобросовестных конкурентов.
![]() |
Товарный знак называют безмолвным продавцом, витриной, |
![]() |
Каспер Д. Веркман, 1974 г. |
Согласно закону патентовать и использовать торговые знаки могут участники коммерческого оборота. Зарегистрированный логотип при успешной разработке и грамотном использовании приносит фирмам значительную прибыль.
Государственная регистрация торговой марки, логотипа, бренда осуществляется в сроки, определенные административным регламентом Роспатента (от 12 до 18 месяцев). С перечнем соответствующих документов, формой и порядком оформления можно ознакомиться на сайте, по телефонам или в офисах нашего Центра.
Если товарный знак Вашей компании уже заслужил доверие потребителей и воспринимается ими как знак качества, вполне возможно, что этим захотят воспользоваться недобросовестные конкуренты, предлагая свою продукцию под такой же маркой. Для предотвращения подобной ситуации и существует патентование товарного знака. Кроме того, это позволит компании предоставлять франшизу, то есть право использовать бренд и модель бизнеса.
Незаконное использование запатентованного логотипа, торгового знака предприятия или предпринимателя влечет за собой ответственность: гражданско-правовую (штрафные санкции), административную, уголовную.
— словесные, состоящие из сочетаний букв, слов, их комбинаций и предложений;
— изобразительные обозначения представляют собой различные фигуры, пятна, линии и предметы разных типов;
— объёмные – это уже объекты трёхмерного типа, характеризующиеся особым расположением в пространстве;
— комбинированные знаки могут включать элементы разных видов, перечисленных выше;
— особую категорию составляют звуковые, световые, обонятельные, голографические и прочие обозначения.
Стоимость регистрации торговой марки в Патентном бюро GPG, зависит от вида обозначения (словесное, изобразительное, комбинированное).Вид обозначения влияет на стоимость предварительной проверки.
Стоимость предварительной провеки по словесным элементам – 10 000 руб. 500 руб. за каждый последующий класс свыше трёх– срок – от 2 до 5 дней
Стоимость предварительной проверки по изобразительным элементам — 10 000 руб. 500 руб. за каждый последующий класс свыше трёх- срок от 2 до 5 дней.
Стоимость оформления, подачи заявки – 17 000 руб. 1 000 руб. за каждый последующий класс свыше трёх–срок оформления и подачи заявки 3 дня.
2 450 руб. — за регистрацию заявки;
8 050 руб. за 1 класс МКТиУ 1 750 руб. за каждый последующий класс.
Через 1 год госпошлина за регистрацию – 11 200 руб.
Свидетельство выдается через 10 — 18 мес, при условии оплаты пошлины — 1 400 руб.

Не следует использовать в индивидуализации собственной продукции государственные символы, аббревиатуру международных организаций, произведения искусства, общеизвестные имена и знаки, указывающие на место происхождения, производителя и т.д.
Уменьшить риск отказа поможет предварительная проверка на идентичность и сходство с уже введёнными в эксплуатацию и заявленными торговыми марками.
Этапы регистрации
Первым официальным шагом в процедуре будет составление заявки и её подача в Патентное ведомство.
Требуемые документы
Основная причина — безопасность бренда. Когда владелец бизнеса получит свидетельство на товарный знак, уже никто не сможет использовать его обозначение. За использование чужого товарного знака российским законодательством предусмотрен штраф от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.
Если посмотреть практику арбитражных судов, то мы увидим больше 22 тысяч решений только с участием товарного знака «Адидас». А есть еще почти 7000 решений с «Найком» и более 2000 решений по знаку «Рибок».
В большинстве этих решений мелких предпринимателей наказывали за незаконное использование бренда на суммы от 5 до 50 тысяч рублей в пользу истца, так что «Адидас» получил не меньше 110 миллионов рублей компенсации.
Кроме того, товарный знак — это нематериальный актив. Его можно оценить, поставить на баланс компании, увеличив ее стоимость, а можно продать право работать под ним — франшизу.
На территории РФ знаки регистрирует Роспатент. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на тождество и сходство и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Можно обратиться к патентному поверенному, который поможет пройти процедуру. С его помощью шанс успешной регистрации товарного знака возрастает, ведь он по опыту знает, что и как надо делать, чтобы получить согласие на регистрацию от Роспатента.
Чтобы зарегистрировать товарный знак:
- Выберите несколько вариантов названия и определитесь с видами деятельности, которые будет защищать товарный знак.
- Проведите проверку с юристом и выберите самый надежный вариант.
- Заплатите госпошлину за подачу заявки и экспертизу.
- Подайте заявку в Федеральный институт промышленной собственности при Роспатенте.
- Отвечайте на запросы экспертизы.
- Получите решение экспертизы, заплатите пошлину за регистрацию знака.
- Получите свидетельство на товарный знак.
Самый известный пример того, как компания теряет прибыль из-за незарегистрированного товарного знака, — случай со Скайпом. В 2015 году Скайпу отказали в регистрации, потому что знак до степени смешения сходен с зарегистрированным товарным знаком «Скай», принадлежащим телекомпании.
«Микрософт» договорились с телеканалом, что могут продолжать использовать логотип Скайпа, но не могут выпускать и продавать продукцию под этим брендом.

Если вы не регистрируете бренд, этим могут воспользоваться конкуренты: зарегистрировать ваш товарный знак и лишить вас бизнеса.
Случай с брендом «Ямщик-такси»
В 2005 году компания «Приват» подала на регистрацию бренда «Ямщик-такси», под которым работало такси конкурентов. После регистрации правообладатель запретил конкурентам использовать этот логотип.
Спор в суде длился 4 года. Законный владелец в 2009 году восстановил свои права на товарный знак, но за это время бренд забыли потребители. Его пришлось раскручивать как новый.

- Проверьте, что такой или сходный товарный знак никто не использует на территории России.
- Подайте заявление в Роспатент самостоятельно или с помощью патентного поверенного.
- Дождитесь одобрения заявки и получите свидетельство о регистрации товарного знака.
- Теперь ваш товарный знак охраняет закон и вы можете: продавать франшизу и зарабатывать на этом деньги; подавать в суд и требовать компенсации у всех, кто пользуется вашим брендом без вашего разрешения; давать письма-согласия на пользование вашим товарным знаком на выгодных для вас условиях; вкладывать любые средства в продвижение своего бренда без риска посягательств со стороны недобросовестных конкурентов.
- Не забудьте через 9 лет подать на продление регистрации товарного знака.
Как зарегистрировать торговую марку
Регистрация бренда стоит от 30 до 50 тысяч рублей. Это стоимость госпошлины, ее можно уточнить на сайте Роспатента. Сейчас госпошлину надо платить тремя частями:
- 3500 рублей за регистрацию заявки на регистрацию товарного знака в одном классе. За каждый дополнительный класс придется доплатить еще 1000 рублей.
- 11 500 рублей за проверку на тождество и сходство в одном классе. По итогам проверки приходит решение о возможности регистрации товарного знака. Еще 2500 рублей надо заплатить за регистрацию в каждом дополнительном классе.
- 16 000 рублей, когда Роспатент одобрит регистрацию товарного знака. Платите перед выдачей свидетельства. За каждый дополнительный класс свыше 5 придется доплатить еще 1000 рублей.
- 2000 рублей платится за выдачу свидетельства о регистрации товарного знака.
Первые два платежа делаются одновременно. Если вы подали заявление на регистрацию, но Роспатент нашел сходные с вашим до степени смешения товарные знаки, он отклонит заявку и не вернет госпошлину.
После получения свидетельства не забудьте, что срок его действия — 10 лет с момента подачи заявления о регистрации. Продление занимает около года, так что через 9 лет нужно подать заявку, иначе ваш бренд может зарегистрировать на себя другая фирма.
Как выбрать товарный знак
Прежде чем начать пользоваться логотипом, словесным обозначением, слоганом или доменным именем сайта, убедитесь, что никто не зарегистрировал его до вас, чтобы не платить компенсации правообладателю.
Например, если вы спросите, свободен ли «Тинькоф», сервис покажет, что существует 1803 сходных товарных знака. Поэтому Роспатент не даст зарегистрировать «Тинькоф»: он до степени смешения сходен с брендом «Тинькофф».
Полную проверку можно провести на сайте ФИПС за 360 рублей. Однако без опыта регистрации хотя бы нескольких сотен товарных знаков сложно интерпретировать результаты поисковой выдачи. Для того чтобы правильно проверить товарный знак, нужно думать как эксперт Роспатента. Поэтому обычно предприниматели не занимаются регистрацией сами и обращаются в патентные бюро и юридические компании, которые специализируются на этих услугах.
Срок действия прав на товарный знак
Зарегистрированный товарный знак действует 10 лет на территории всей России. Продлевать знак еще на 10 лет можно бесконечно.
Если компания, которая зарегистрировала товарный знак, не пользуется им три года, другая компания может аннулировать правовую охрану этого бренда и зарегистрировать его на себя.
Случай с «Хайлендером»
ООО «Вексель» обратилось в Московский арбитражный суд с требованием взыскать с ООО «Сфера» 5 млн рублей за использование товарного знака Highlander и изъять из оборота ответчика всю обувь этого бренда.
Суд частично удовлетворил требования: взыскал со «Сферы» 500 тысяч рублей в качестве компенсации «Векселю» и 43 тысячи рублей государственной пошлины. Еще постановил изъять из оборота контрафактную продукцию.
«Сфера» подала встречный иск. Им удалось доказать, что «Вексель» не использовал бренд «Хайлендер», а значит, «Вексель» зарегистрировал товарный знак, чтобы помешать работе другой фирмы. Это противозаконно. Суд согласился, охрану товарного знака «Хайлендер» досрочно прекратили.
500 тысяч рублей в пользу «Векселя» «Сфере» разрешили не платить.
Что еще нужно учитывать
В каждой стране своя база зарегистрированных товарных знаков. Нельзя взять и получить всемирный товарный знак — в каждой стране нужно проходить процесс заново.
Случай с «Хэппи-бэби»
В 2015 году предприниматель Татьяна Гончаренко ввезла на территорию РФ игрушки под брендом Happy Baby. Этот товарный знак зарегистрирован и действует на территории США.
На границе партию задержала таможенная служба, потому что в России этот бренд принадлежит другой компании. Гончаренко пришлось заплатить штраф 20 тысяч рублей за пользование чужим товарным знаком, а всю партию игрушек стоимостью 1500 долларов изъяла таможенная служба.
Как зарегистрировать и использовать товарный знак
- Проверьте, что такой или сходный товарный знак никто не использует на территории России.
- Подайте заявление в Роспатент самостоятельно или с помощью патентного поверенного.
- Дождитесь одобрения заявки и получите свидетельство о регистрации товарного знака.
- Теперь ваш товарный знак охраняет закон и вы можете: продавать франшизу и зарабатывать на этом деньги; подавать в суд и требовать компенсации у всех, кто пользуется вашим брендом без вашего разрешения; давать письма-согласия на пользование вашим товарным знаком на выгодных для вас условиях; вкладывать любые средства в продвижение своего бренда без риска посягательств со стороны недобросовестных конкурентов.
- Не забудьте через 9 лет подать на продление регистрации товарного знака.