Горячая линия бесплатной юридической помощи:
Москва и область:
Москва И МО:
+7 (499) 653-60-72 (бесплатно)
Санкт-Петербург и область:
СПб и Лен.область:
+7 (812) 426-14-07 (бесплатно)
Регионы (вся Россия):
8 (800) 500-27-29 (бесплатно)

Что нового в учетной политике на 2020 год?

Судебная практика

Принципы государственного регулирования учета в РФ

Несмотря на широко заявляемое сближение с международными стандартами, бухгалтерия российских предприятий по-прежнему жестко регулируется на государственном уровне в подавляющем большинстве основных аспектов.

Причиной этого, возможно, следует считать особые взгляды российских законодателей на учет. Данные учета в первую очередь рассматриваются как данные для исчисления, удержания и контроля налогов. В то время как распространенные в мире системы стандартов и правил (например, IFRS или GAAP) ориентированы на формирование и представление данных, годных для принятия решений в отношении фирмы заинтересованными лицами. Налоговые расчеты, как правило, остаются именно расчетами, без обособления в отдельный (почти ведущий) раздел учета.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Поэтому ничего нет удивительного в том, что каждая попытка еще больше детализировать регулятивные налоговые законы ведет к тому, что это так или иначе отражается и на бухгалтерском учете предприятия и, как следствие, на применяемой учетной политике.

Попробуем разобраться, откуда и куда дует ветер.

Из изменений последних лет, предшествующих 2017 году, наиболее существенными стали:

  • увеличение до 100 000 руб. стоимости приобретаемого имущества для целей его признания в налоговом учете основным средством (ОС);
  • увеличение до 15 млн руб. суммы среднеквартального дохода, дающего право на уплату квартальных авансов по прибыли;
  • введение возможности применять вычет по НДС в таком же, как и для реализации на территории РФ, порядке для экспортеров несырьевых товаров и расширение круга лиц, имеющих право на применение заявительного порядка возмещения;
  • принятие закона об онлайн-кассах, меняющего состав лиц, обязанных применять обновленные ККТ и освобождаемых от этой обязанности;
  • уточнение критериев СМП, которые не вправе пользоваться упрощенными методами ведения учета (в первую очередь это те СМП, отчетность которых подлежит обязательному аудиту), и появление в ПБУ 2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 18/02 отдельно оговоренных разрешений не применять их положения тем, кто ведет бухучет упрощенными методами;
  • введение обязанности по начислению налога на имущество от кадастровой стоимости для лиц, ранее освобождавшихся от таких платежей.

Вступившие в силу с 2017 года изменения, которые имеют значение для учетной политики, таковы:

  • появились варианты определения размера резерва по сомнительным долгам;
  • ограничена величиной 50% доля прибыли, которую можно использовать для списания убытков прошлых лет, но снято 10-летнее ограничение срока на списание;
  • изменено соотношение распределения налога на прибыль между бюджетами (3 и 17% вместо 2 и 18%);
  • обновлены ОКОФ и классификатор ОС;
  • увеличены лимиты, значимые для применения УСН (до 112,5 млн руб. — 9-месячный доход, до 150 млн руб. — общий годовой доход, до 150 млн руб. — предел стоимости ОС);
  • регионам предоставлено право принятия решения о применении освобождения от налога на имущество движимых объектов, приобретенных после 2012 года;
  • страховые взносы на ОПС, ОМС, ОСС (по нетрудоспособности и материнству) начали подчиняться положениям НК РФ, пределы баз по ним традиционно выросли, появилось ограничение для сумм суточных, не облагаемых взносами;
  • определена последовательность предпочтений при выборе образца в случае самостоятельной разработки способов ведения бухучета: стандарты МСФО — аналоги в стандартах РСБУ — рекомендации в области РСБУ;
  • шире стал перечень энергоэффективных объектов, допускающих применение ускоренной амортизации.

В 2018 году были приняты следующие изменения, которые необходимо учесть при составлении учетной политики:

  • скорректирован алгоритм исчисления резерва по сомнительным долгам;
  • с 01.01.2018 введен инвестиционный вычет по издержкам на капремонт и покупку ОС; 
  • дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (некоторые из них ограничены определенным периодом действия);
  • на период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация, а в отношении зданий с высокой энергоэффективностью сокращен;
  • изменились требования к раздельному учету НДС по «правилу 5%»;
  • покупателей металлолома и сырых шкур обязали уплачивать НДС;
  • ставка налога в отношении движимого имущества снижена до 1,1%.

О других изменениях 2018 года мы рассказывали здесь.

У любого медицинского учреждения есть материальные запасы, которые являются объектами бухгалтерского учета. До 1 января 2020 года они отражались в соответствии с нормами Инструкции № 157н. С указанной даты учреждения применяют ФСБУ «Запасы», поэтому при разработке учетной политики им следует руководствоваться нормами этого стандарта и метотодическими рекомендациями к ним, доведенными Письмом Минфина РФ от 01.08.2019 № 02-07-07/58075 (далее – Методические рекомендации). Таким образом, в учетную политику необходимо добавить следующую информацию.

Еще по теме  Договор аренды квартиры - бланк образец 2020

Согласно п. 8 ФСБУ «Запасы» в зависимости от характера запасов, порядка их приобретения и (или) использования единицей запасов может быть:

  • либо номенклатурная (реестровая) единица;

  • либо партия (однородная (реестровая) группа запасов).

Выбор единицы учета запасов зависит от их характера, порядка приобретения и (или) использования и осуществляется субъектом учета самостоятельно. Для одного вида материальных запасов может быть выбрана номенклатурная единица, а для других – партия (однородная группа). Так, лекарственные средства для медицинского применения, подлежащие предметно-количественному учету, следует учитывать по номенклатурным единицам (Методические рекомендации). А для учета офисной бумаги лучше выбрать партию (однородную группу).

Таким образом, в учетной политике на 2020 год нужно указать единицу учета для каждой группы материальных запасов (для разных групп могут быть установлены разные единицы учета).

Положениями п. 7 ФСБУ «Запасы» введены следующие группы.

Как видно из приведенной схемы, для каждого вида материальных запасов Инструкцией № 157н установлен отдельный счет. Для детализации учета учреждение вправе вводить дополнительную аналитику к счетам для разных групп учета, прописав ее в своей учетной политике.

Что нового в учетной политике на 2020 год?

Любое учреждение имеет в своей деятельности объекты, срок пользования которых превышает 12 месяцев, но которые целесообразно отнести в состав материальных запасов. Например, у цветочных горшков срок службы может составляеть несколько лет. В зависимости от положений учетной политики эти объекты могут приобретаться как основные средства и при выдаче в пользование списываться с балансового учета.

При этом их дальнейший учет будет вестись на забалансовом счете 21. Либо можно прописать в учетной политике, что такие объекты включаются в состав материальных запасов и срок их использования составляет определенное количество месяцев (например, 24 месяца). По истечении данного срока или в случае непригодности объекта он подлежит списанию с учета.

В Методических рекомендациях сказано, что постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов субъекта учета должна определить срок полезного использования материальных запасов, используемых в деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, при принятии их к бухгалтерскому учету.

Материальные запасы, приобретенные субъектом учета, но находящиеся в пути, отражаются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной государственным контрактом (договором), с последующим уточнением их первоначальной себестоимости в соответствии с положениями учетной политики в объеме фактически произведенных вложений в эти запасы (п.

18 ФСБУ «Запасы»). Согласно Методическим рекомендациям в учетной политике может быть прописано, что материальные запасы, находящиеся в пути, учитываются в учреждении с выделением отклонений фактической себестоимости от транспортных расходов, наценок посреднических организаций. После исчисления фактической себестоимости выявленные отклонения от учетной цены отражаются в составе отклонений на соответствующих счетах.

Общие положения по формированию себестоимости установлены п. 20 ФСБУ «Запасы». В целом порядок остался неизменным. Поэтому если в учетной политике учреждения его положения были детально расписаны, его можно не менять.

В этом разделе учетной политики приводятся:

  • перечень прямых затрат;

  • перечень накладных и общехозяйственных расходов;

  • база для распределения накладных расходов. Способы (база) распределения накладных расходов следующие (п. 28 ФСБУ «Запасы»):

  • пропорционально прямым затратам по оплате труда, материальным затратам, иным прямым затратам;

  • пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

  • пропорционально иному показателю, характеризующему результаты деятельности субъекта учета.

Учреждение выбирает способ калькулирования себестоимости единицы готовой продукции, работ (услуг) и базу распределения накладных расходов для оптимизации степени полезности учетных данных для целей управления, в том числе на основании требований органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, при допустимом уровне трудоемкости учетных процедур.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

При выборе способа распределения накладных расходов необходимо руководствоваться отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (Методические рекомендации).

Что нового в учетной политике на 2020 год?

Здесь важен такой момент: учреждение может предусмотреть в учетной политике различные методы расчета затрат на оказание разных видов медицинских услуг, например, предоставление палаты повышенной комфортности, хирургическое вмешательство, стационарное лечение. Каждый применяемый метод расчета затрат должен быть прописан в учетной политике.

Что меняется в 2019-2020 годах

Изменения, вступившие в силу с 2019 года, оказались не менее значимыми, чем предшествовавшие этому году.

В части бухучета изменений не произошло. Исключение — бюджетные учреждения, которые с января 2019 года обязаны публиковать учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности.

А в сфере налогового законодательства новшества есть. Среди значимых обновлений:

  • увеличение ставки НДС с 18% до 20% — подробности см. здесь;
  • спецрежимники на ЕСХН стали плательщиками НДС — подробности в этом материале;
  • установлен норматив в 700 руб. по НДФЛ с полевого довольствия;
  • отменен налог на движимое имущество — о нюансах читайте здесь.

О наиболее значимых налоговых обновлениях-2019 читайте здесь.

Подробнее о налоговых изменениях с 2020 года мы рассказали в этой статье.

И конечно, не забывайте, что с 2020 года вводятся изменения в порядок сдачи бухгалтерской отчетности.

Еще по теме  Родственный обмен квартирами документы

Раздел учетной политики «Резервы»

а) публичных нормативных обязательств, за исключением обязательств по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности;

б) обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением работниками учреждения трудовых функций;

Что нового в учетной политике на 2020 год?

в) обязательств, возникающих перед юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами – производителями товаров, работ, услуг, на основании соглашений сторон об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей, заключенных в любых предусмотренных для совершения сделок формах, если иное не предусмотрено ФСБУ «Резервы»;

г) затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета (затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

д) резерва под снижение стоимости материальных запасов, резерва по сомнительным долгам и иных резервов, формирование и ведение которых регулируются нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В учреждениях здравоохранения формировался резерв по отпускам, но этот вид резерва не регламентирован нормами ФСБУ «Резервы».

Порядок формирования резерва по отпускам за отработанное работниками (сотрудниками) время, который в настоящее время обязательно формируется субъектом учета при ведении бухгалтерского учета, до утверждения и применения ФСБУ «Выплаты персоналу» регулируется Инструкцией № 157н. А резерва по сомнительным долгам – положениями ФСБУ «Доходы».

ФСБУ «Доходы» регулирует формирование и использование резерва:

  • по претензиям, искам;

  • по реструктуризации;

  • по гарантийному ремонту;

  • по убыточным договорным обязательствам;

  • на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.

В отношении деятельности медицинских учреждений актуальными являются, пожалуй, резерв по претензиям и искам и резерв по демонтажу и выводу основных средств из эксплуатации.

В учетной политике учреждения на 2020 год приводится следующая информация.

Порядок формирования вида резерва основан на положениях п. 302 Инструкции № 157н, п. 7 ФСБУ «Резервы», Методических рекомендаций по применению положений ФСБУ «Резервы», доведенных Письмом Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716. Например, учреждение решило сформировать резерв по претензиям и искам.

Эта обязанность возникает из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий. Решение о создании такого резерва принимается, если по состоянию на отчетную дату учреждение является стороной судебного разбирательства.

Порядок устанавливается субъектом учета самостоятельно в рамках формирования учетной политики. Например, в части формирования резерва по претензиям и искам в учетной политике необходимо прописать:

  • наименование формируемого резерва;

  • дату признания резерва в учете;

  • особенности признания суммы резерва.

Резерв по претензиям, искам признается на основании предъявленных претензий, исков:

  • на дату получения претензионного требования – по оспоримым претензионным требованиям, по которым субъект учета предполагает досудебное урегулирование;

  • на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству – по оспоримым исковым требованиям, по которым субъект учета не предполагает досудебного урегулирования.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Такой резерв признается в полной сумме претензионных требований и исков. В рамках формирования учетной политики субъект вправе установить особенности признания суммы резерва по претензиям, искам, например, с учетом экспертного мнения собственной юридической службы.

Раздел учетной политики «Долгосрочные договоры»

В стандарте указаны два вида договоров, в отношении которых применяются его положения:

  • договоры строительного подряда;

  • иные долгосрочные договоры.

Первые заключаются учреждениям здравоохранения крайне редко, поэтому мы не будем их рассматривать. Остановимся на иных долгосрочных договорах.

В случае если учреждение заключает долгосрочный договор (срок действия не превышает один год, но даты начала и окончания исполнения договора приходятся на разные отчетные периоды), то не позднее месяца, следующего за месяцем, в котором он заключен, субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от реализации за весь срок действия долгосрочного договора в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов.

Доходы по такому договору признаются в составе доходов от реализации текущего периода, обособляемых на соответствующих счетах рабочего плана счетов субъекта учета, равномерно (ежемесячно) до истечения срока действия иного долгосрочного договора с одновременным уменьшением сумм предстоящих доходов. Однако в случае если выполнение работ (оказание услуг) по договору осуществляется неравномерно, то субъект учета вправе применить иной порядок расчета доходов от реализации, прописав его в учетной политике (п.

Еще по теме  Что может содержать образец заполнения инвентаризационной описи основных средств

Анализ тенденций, что ждать дальше

Если посмотреть в комплексе на такие изменения, как:

  • тотальное введение системы электронной передачи данных по наличным расчетам в ФНС через онлайн-кассы;
  • передача ФНС всего комплекса зарплатных налогов и сборов;
  • приведение в определенный формат плана счетов и строк отчетов;
  • отмену декларирования транспортного и земельного налогов, а также авансовых расчетов по налогу на имущество,

то можно проследить определенный вектор. А именно: приоритетный с точки зрения госрегулирования налоговый учет переводится под полный контроль налоговых органов. Более того, скорее всего, будет сделана попытка выведения налоговых расчетов из компетенции самого предприятия. Все вычисления попробуют производить силами ФНС на основе поступающих сведений и отчетов самих плательщиков для контрольной сверки.

Недаром в СКБ «Контур», который собирается стать оператором фискальных данных, разработку соответствующего ПО ведет отдел, занимающийся, кроме этого, системой ЕГАИС. В ЕГАИС видна вся цепочка движения товаров от продавцов до конечной реализации потребителям. Теперь того же стараются добиться по всем остальным (неалкогольным) товарам.

Исходя из этого, возможно, что в дальнейшем следует ожидать:

  • Обособления налогового учета от бухгалтерского с переходом многих функций по налоговым расчетам и контролю в ФНС.
  • Упрощения способов и методов учета для тех предприятий, чья отчетность не подлежит аудиту. Для этого будет сразу несколько резонов:
    • Единообразие учетных политик поможет ФНС упростить обработку поступающих данных по деятельности этих фирм.
    • Унифицикация порядка учета доходов и расходов позволит лучше контролировать, а также автоматизировать расчет налогов к уплате на основе этого порядка. Возможно, что будут внесены дополнительные изменения в законы, исключающие варианты выбора метода учета по инициативе предприятия, — наподобие закрытого перечня принимаемых в уменьшение налога расходов по УСН.
  • Полноформатный бухгалтерский учет получит свою «нишу» — подготовку отчетов для заинтересованных лиц: инвесторов, акционеров, кредиторов. На этом фоне, должно быть, станет действительно возможным полное принятие какой-либо системы международных стандартов. Если же и дальше будут отдельно «совершенствовать» РСБУ, то такое выделение бухучета и финансовой отчетности в отдельную категорию вообще может утратить смысл. Крупные игроки в экономике и финансах все равно захотят видеть отчеты в международных стандартах (и аудированные по международным же стандартам), а мелкие акционеры и инвесторы на внутреннем рынке не имеют достаточного практического опыта и соответствующих традиций, чтобы вникать в нюансы отчетности в РСБУ. То есть у финансовой отчетности по РСБУ не будет пользователей (может быть, кроме проверяющих инспекторов ФНС, если сохранятся штрафы за некорректное ведение бухучета).

Подробнее о международных стандартах читайте в рубрике МСФО.

  • Услуги бухгалтеров также по-прежнему будут нужны налогоплательщикам для ведения управленческого учета, необходимого для принятия менеджерских решений и планирования деятельности (в том числе в сфере налоговых вопросов, например, выбора системы налогообложения).

Больше об управленческом учете читайте в рубрике «Управленческий учет».

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Таковы тенденции. Будет ли реформация в учетной сфере идти по этому пути — покажет практика.

Раздел учетной политики «Непроизведенные активы»

Напомним, что объект непроизведенных активов подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе нефинансовых активов при условии, что субъект учета прогнозирует получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и можно достоверно оценить первоначальную стоимость такого объекта.

* * *

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

В материале приведена информация, которую следует учитывать при формировании учетной политики на 2020 год в связи с вступлением в силу новых федеральных стандартов. Кроме того, при составлении учетной политики на новый финансовый год в ней могут быть пересмотрены прежние правила. Например, изменен метод начисления амортизации на объекты основных средств. Такие корректировки допустимы в соответствии с нормами ФСБУ «Основные средства», и это не связано с внесением изменений в законодательство РФ.

Итоги

Нововведения в законодательстве, затрагивающие учетную политику в бухгалтерском и налоговом аспектах, ведут к дальнейшему обособлению бухгалтерского учета от налогового учета. При этом то, что связано с исчислением налогов, сборов, страховых взносов, полностью переходит в компетенцию ФНС, с совершенствованием получения ФНС оперативной информации по деятельности плательщиков.

Оцените статью
Юридическое право
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.